Алеся КостюкАлеся Костюк,
специалист по кадровому аудиту
ООО «Финансовая лаборатория»

 Воинский учет и последствия его отсутствия для нанимателя.

Не все знают, что воинский учет на предприятиях и в организациях ведется независимо от форм собственности и численности работников. В настоящее время большинство организаций даже приблизительного понятия не имеют о том, что это за учет и как его вести.

Рассмотрим основные понятия воинского учета.

Воинский учет — это государственная система учета и анализа призывных и военнообязанных ресурсов. Основными требованиями, предъявляемыми к воинскому учету, являются полнота и достоверность данных.

Воинский учет ведется по месту жительства и основной работы (учебы) граждан.

Вести на предприятии воинский учет необходимо руководствуясь следующими нормативными правовыми актами:

— Законом от 05.11.1992 No 1914-XII «О воинской обязанности и воинской службе» (c последующими изменениями и дополнениями), устанавливающим правовые и организационные основы исполнения гражданами Республики Беларусь воинской обязанности (конституционного долга по защите Республики Беларусь) путем прохождения воинской службы, а также основания и условия освобождения от воинской службы, в том числе обязанность и порядок ведения воинского учета;

— Инструкцией о порядке организации и ведения воинского учета военнообязанных, утвержденной постановлением Министерства обороны Республики Беларусь от 31.05.2011 No 21 (с последующими изменениями и дополнениями) (далее — Инструкция No 21), определяющей порядок построения учетной картотеки, назначение, формы, порядок заполнения, выдачи и хранения учетновоинских документов и особенности воинского учета некоторых категорий граждан Республики Беларусь;

— Положением о воинском учете, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.12.2003 No 1662 (с последующими изменениями и дополнениями) (далее — Положение), определяющим порядок ведения воинского учета граждан Республики Беларусь.

Что необходимо знать при ведении воинского учёта в организации

За состояние воинского учета отвечает руководитель. В свою очередь он может назначить лиц, ответственных за ведение этого учета. Число лиц зависит от количества работников, состоящих на воинском учете в организации. Если таких работников:

— от 500 до 2 500 — воинский учет осуществляет один работник;
— от 2 500 до 5 000 — два работника;
— от 5 000 до 8 000 — три работника;
— на каждые последующие 3 000 — по одному работнику.

Работники, ведущие воинский учет, назначаются, перемещаются и увольняются по согласованию с военным комиссаром, за исключением организаций, имеющих мобилизационные органы (п. 117 Инструкция No 21). В военкомат направляется уведомление о назначении, перемещении и увольнении такого работника с копией соответствующего приказа.

При временном отсутствии работника руководитель организации назначает лицо, исполняющее обязанности уволенного работника. В данном случае вновь назначенному лицу передаются по акту все документы, необходимые для ведения воинского учета и бронирования военнообязанных, в том числе бланки специального учета, личные карточки. Перед подписанием акта наличие бланков специального учета, числящихся за организацией, сверяется с данными военного комиссариата.

Во всех организациях должен вестись персонально первичный учет граждан по личным карточкам. Форма личной карточки содержится в приложении 2 к Инструкции No 21 (форма 2).

При заключении трудового договора военнообязанные и лица, подлежащие призыву на воинскую службу, в обязательном порядке должны предъявить документы воинского учета:

● для военнообязанных — паспорт, военный билет;
● для призывников — паспорт, удостоверение призывника.

В данных документах следует проверить наличие соответствующих записей. При обнаружении в военных билетах, удостоверениях призывника неточностей, неоговоренных исправлений либо подделок их владельцы направляются в военный комиссариат для подтверждения данных в документах воинского учета. Проверяется также наличие штампа о приеме на воинский учет в соответствующем разделе военного билета, удостоверения призывника.

Прием на работу без документов не допускается.

Документы по воинскому учету должны храниться в специально оборудованных помещениях с наличием сейфа для хранения документов и исключения возможности доступа посторонним лицам. Необходимые условия для хранения документов обеспечивает руководитель предприятия.

Воинский учет ведется по основному месту работы (п. 3 Положения), следовательно, совместителям при приеме на работу не требуется представлять документы воинского учета. Соответствующие документы при приеме на работу не подают и иностранные граждане и лица без гражданства, так как воинскую обязанность в Республике Беларусь несут только ее граждане (абз. 2 ст. 4 Закона о воинской обязанности).

Сведения о приеме на работу лица, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, ответственный сотрудник представляет в орган, ведущий воинский учет, по месту жительства лица в недельный срок (абз. 2 ст. 9 Закона о воинской обязанности).

Следует учитывать и помнить, что принимаемые на работу женщины в возрасте от 19 до 45 лет (ранее не состоявшие на воинском учете), имеющие специальности медицинского профиля (врачи всех специальностей, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал), а также проходившие ранее военную службу по контракту и не исключенные с воинского учета, направляются для постановки на воинский учет в военный комиссариат по месту жительства.

Иные обязанности ответственного за ведение воинского учёта

Ответственный за ведение воинского учета обязан также:

— вести учет изменений, касающихся семейного положения, состава семьи, образования, должности (специальности) и места жительства граждан, состоящих на воинском учете;
— ежегодно (до 1 декабря) представлять в военкомат района (города) списки граждан мужского пола, подлежащих приписке к призывным участкам в следующем году;
— оповещать по требованию военкомата граждан о вызовах в военкомат;
— направлять по запросам военного комиссара сведения о численности работников организации (призывников и военнообязанных), в том числе забронированных за организацией на период мобилизации и военного времени, и т.д.

При увольнении лиц, состоящих на воинском учете, работник, ответственный за ведение такого учета, в недельный срок сообщает о них в военкомат, изымает и сдает в архив из картотеки личные карточки.

Документы, необходимые для воинского учета:

● план работы по ведению воинского учета и бронированию военнообязанных. План разрабатывается организацией самостоятельно;

● картотека личных карточек на граждан, состоящих на воинском учете. Картотека включает следующие разделы:

— личные карточки на офицеров запаса;
— личные карточки на прапорщиков, сержантов и солдат запаса;
— личные карточки на военнообязанных женского пола;

● приходно-расходная книга по учету бланков специального воинского учета по форме 18 согласно приложению 2;

● журнал проверок состояния воинского учета и бронирования военнообязанных. Форма журнала содержится в приложении 2 к Инструкции No 21 (форма 24);

● расписки в приеме документов воинского учета. Форма расписки содержится в приложении 2 к Инструкции No 21 (форма 22);

● справочная информация и руководящие документы по воинскому учету и бронированию военнообязанных;

● отдельное дело по вопросам ведения воинского учета и бронирования военнообязанных в организации. В данное дело включается документация, направленная в военкомат, а также поступившая из военкоматов;

● другие документы по ведению воинского учета.

Ответственность

Руководители и другие должностные лица, ответственные за военно-учетную работу в организациях, за невыполнение обязанностей по ведению воинского учета несут ответственность согласно законодательству Республики Беларусь.

Ряд нарушений, связанных с ведением воинского учета, может стать основанием для привлечения должностных лиц организации к административной ответственности за:

— непредставление в установленный срок в военкомат списков граждан, принятых и уволенных, предусмотрен штраф в размере от 2 до 4 базовых величин. При повторном нарушении — штраф от 4 до 6 базовых величин (ст. 25.2 КоАП);

— умышленное неоповещение допризывника, призывника и военнообязанного о вызове в военкомат либо воспрепятствование их явке на сборные пункты или призывные участки — штраф в размере от 2 до 4 базовых величин, за повторное нарушение — штраф от 2 до 8 базовых величин (ст. 25.3 КоАП);

— нарушение должностным лицом обязанностей по воинскому учету или воспрепятствование выполнению гражданами обязанностей по воинскому учету — штраф от 4 до 5 базовых величин (ч. 2 ст. 25.8 КоАП).

Своевременное и правильное ведение воинского учета поможет избежать определенного ряда нарушений, влекущих за собой наложение штрафа, а также сохранит драгоценное время.

«Кадровик. Управление персоналом» № 17/2012, стр. 17-19; Скачать в PDF

http://profmedia.by/pub/man/art/70035/

Специалисты Финансовой Лаборатории оказывают бухгалтерские услуги, а также услуги по ведению воинского учёта на предприятиях и в организациях Республики Беларусь.