Прием на работу

Прием на работу нового сотрудника зачастую вызывает множество вопросов со стороны, как нанимателя, так и нового сотрудника. В данном разделе предоставлен поэтапно порядок приема на работу в соответствии с ТК РБ. Также вы можете скачать образцы необходимых форм документов.

Поцесс приема на  работу нового сотрудника можно разделить на 6 основных этапов. Приема соискателя на работу следует начать с получения заявления от будущего работника. Следует отметить, что данный алгоритм характерен только для трудовых отношений, которые возникают после подписания трудового контракта.

Этап 1. Оформление направления на медицинский осмотр.

Этап 2. Сбор и проверка необходимых документов.

Этап 3. Оформление трудового договора (контракта), приказа и ознакомление с документами, действующими в организации.

Этап 4. Оформление приказа о приеме на работу.

Этап 5. Оформление трудовой книжки.

Этап 6. Формирование личного дела.

1.Оформление направления на медицинский осмотр

Обязательный медицинский осмотр проводится в следующих случаях:

  • Лица, недостигшие 18 лет
  • Лица занимающие долнжости подпадающие под факторы, работы, которые указаны в приложениях к Инструкции о порядке проведения медицинских осмотров, утвержденной постановлением Минздрава РБ от 28 апреля 2010 г. N 47.
  • Работники, исполняющие  обязанности во вредных и опасных условиях.
  • Ознакомиться с полным перечнем факторов вы можете в данной инструкции.   (можно добавить документ)

   Само направление на медицинский осмотр (скачать образец) должно быть оформлено на бланке компании и должно включать:

  1. Прчины направления нового сотрудника на медосмотр;
  2. Факторы, воздействующие на работника в процессе работы.
  3. Вид деятельности и условий труда, предусмотренных перечнем медицинских показаний (для психиатрического освидетельствования).

Направление на медицинский осмотр выдается нанимателем будущему работнику после подписания и регистрации в Журнале регистрации исходящих документов. Получив от кандидата заключение о медицинском осмотре, наниматель должен провер

Этап 2. Сбор и проверка необходимых документов.

В соответствии со статьей 26 Трудового кодекса РБ будущий работник обязан предоставить следующие документы перед подписанием трудового договора / контракта.

  1. Документ, удостоверяющий личность (паспорт, вид на жительство, удостоверение беженца);
  2. Документ воинского учета (для военнобязанных лиц);
  3. Трудовая книжка, за исключением впервые принятого на работу и/или совместителей);
    1. Диплом об образовании или документ об обучении, подтверждающий наличие права на выполнение данной работы
  4. Свидетельство о рождении детей (если такое имеется);
  5. Направление на работу в счет брони для отдельнх категорий работников;
  6. Индивидуальная программа реабилитации для инвалидов;
  7. Иные документы для подтверждения других обстоятельств, имеющих отношениние к работе, если это предусмотрено законодательством (декларации о доходах и имуществе, страховое свидетельство и пр.)

 При приеме на работу лица, впервые поступающего на работу, оформление трудовой книжки происходит следующим образом.

  1. Составление заявки о предоставлении бланка трудовой книжки в администрации района соответвствующего организации в течение 5 дней с момента приема на работу;
  2. Получение бланка новой трудовой книжки и взыскание с лица платы за него;
  3. Оформление титульного листа трудовой книжки (титульный лист, получение подписи работника, проставление печати и подписи нанимателя);

Также следует оформить страховое свидетельство государственного пенсионного страхования для лиц впервые поступающих (подача формы отчета ПУ-1 регистрация через программу персонифицированного учета в течение 5 дней с момента приема на работу нового сотрудника)

Собранные сведения следует перенести в личную карточку работника. Копии предоставленных соискателем документов следует заверить и поместить в личное дело (при необходимости).

Трудовая книжка работника зарегистрирована в книге учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним.

 Этап 3. Оформление трудового договора (контракта), приказа и ознакомление с документами, действующими в организации

Следует подготовить пакет документов, с которыми в в обязательном порядке необходимо ознакомить будущего сотрудника ( должностные инструкции, правила внутреннего распорядка, положения о коммеческой тайне, инструкции по охране труда и технике безопасности и пр.)

Трудовой договор (контракт) можно подготовить в двух экземплярах (один экземпляр остается у Нанимателя, второй передается работнику. Примерную форму трудового договора (контракта) вы можете скачать тут.

После подписания трудового договора (контракта) обеими сторонами, его следует зарегистрировать в журнале регистрации с присвоением номера.

Этап 4. Оформление приказа о приеме на работу.

Приказ о приеме на работу с указанием номера трудового договора(контракта) должен быть передан на подпись руководителю предприятия. Форма приказа зависит от типа найма сотрудника (по совместительству, с испытательным сроком и др.) Примеры приказов о приеме на работу можете скачать здесь. Зарегестрированный в соответствующем журнале регистрации приказов по личному составу (срок хранения данных приказов 75 лет индекс-к) должен быть подписан работников в соответствии со статьей 25 ТКРБ.

Этап 5. Оформление трудовой книжки.

Трудовая книжка ведется только по месту основной работы. По желанию работника на основном месте работы может быть сделана запись о работе по совместительству на основании документов, подтверждающих работу по совместительству  (копия приказа (распоряжения) нанимателя), и указывается отдельной строкой. Обратите внимание на основные правила при внесении записи о приеме на работу в трудовую книгу:

  • В графе 3 раздела «Сведения о работе» следует записывать полное наименование компании-нанимателя в соответствии с Уставом. Если нанимателем является индивидуальный предприниматель, то в графе записывается фамилия, имя отчество ИП, наименование органа, зарегистрировавшего предпринимателя, дата выдачи и номер регистрации свидетельства.
  • В графе 1 ставится порядковый номер вносимой записи, графа 2 предназначена для даты приема на работу, в графе 3 записывается «Принят или назначен в такой-то цех, отдел, подразделение, участок, производство» с указанием их конкретного наименования, а также наименования профессии, должности, работы, квалификационного разряда, класса, категории, запись о наименовании профессии, должности производится на основании штатного расписания и должна соответствовать Общегосударственному классификатору Республики Беларусь «Профессии рабочих и должности служащих», утвержденному Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22.10.2009 N 125.
  • Любые изменения в трудовой книге производятся нанимателем по последнему месту работы на основании документов, подтверждающих соответствующие сведения со ссылкой на дату и номер. Изменения вносятся на первой странице: одной чертой зачеркивается старая информация и записывается измененная. Ссылка на документ, подтверждающий изменения записывается на внутренней стороне обложки, заверяется подписью текущего руководителя и печатью. Изменения записи о профессии, специальности на первой странице производится путем дополнения имеющихся записей без каких бы то ни было зачеркиваний.
  • При ошибочной или неточной записи в трудовой книге, она исправляется нанимателем, допустившим ошибку. Исправления осуществляются следующим образом: в графе 1 пишется порядковый номер вносимой записи, в графе 2 — дата внесения записи, в графе 3 — «запись номер такой-то недействительна» и далее правильный вариант сведений, в графе 4 — дата и номер приказа (распоряжения), на основании которого вносится данная запись.

С полным текстом инструкции можно ознакомиться здесь. Пример заполнения трудовой книги также представлен в тексте данной статьи.

Этап 6. Формирование личного дела

Личное дело формируется в следующей последовательности:

  • Обложка личного дела

Все документы личного дела должны быть помещены в отдельную папку, обложка которого должна быть оформлена согласно приложению 4 к Инструкции № 2 (п. 18 Инструкции № 2). На титульном листе папки должно быть указано следующее:

  1. Фамилия, имя, отчество работника в именительном падеже.
  2. Регистрационный индекс дела согласно книге учета личных дел.

В состав личного дела входят следующие документы:

  •  Внутренняя опись документов личного дела.

Внутренняя опись должна быть оформлена при заведении личного дела и дополняется новыми сведениями о поступивших в дело документах  в течение всего периода работы сотрудника.

Форма внутренней описи содержит сведения о наименованиях документов, включенных в дело, их индексах и датах. С примером формы внутренней описи можно ознакомиться тут.

  • Личный листок

Бланк личного листка заполняется работником в единственном экземпляре без сокращений и исправлений. Личный листок подписывается составителем с указанием даты заполнения. Любые изменения и дополнения вносятся в специальную форму «Дополнения к личному листку по учету кадров»,  которая помещается в личное дело перед личным листком по учету кадров. Данная форма заполняется специалистом по кадрам.

  • Автобиография.

Автобиография должна включать следующие сведения:

- фамилия, имя, отчество,

- дата и место рождения,

-сведения о родителях,

-полученное образование,

-с какого времени началась трудовая деятельность,

-участие в общественной работе и выборных органах, отношение к воинской обязанности, наличие правительственных наград, поощрений,

- сведения о составе семьи,

-домашний адрес и телефон.

Автобиография составляется в произвольной форме без исправлений и помарок

  • Заверенные копии документов об образовании, повышении квалификации, переподготовки работника.
  • Оригинал заявления работника о приеме на работу.

Также вы можете ознакомиться со следующими документами:

Скачать одним архивом скачать copy