finlab_buhgalteria_minsk

Татьяна Яковлева,
заместитель директора
ООО «Финансовая лаборатория»

Внедрение института налогового консультирования в Беларуси

Институт налогового консультирования успешно реализован в преимущественном большинстве развитых стран. Его положительное влияние на налоговый климат и усовершенствование бизнес среды государства многократно подтверждено. В феврале 2014 года стартовал важный для РБ проект ПРООН, суть которого заключается во всестороннем содействии Беларуси в построении института налоговых консультантов. Ответственность за успешное внедрение проекта в национальную экономику и бизнес к январю 2017 года возложено на Министерство по налогам и сборам.

Налоговый консультант – кто он?

Если говорить простыми словами: налоговый консультант – это компетентный посредник между налогоплательщиками и налоговыми органами. Его профессиональная миссия состоит в защите интересов компаний и фирм, помогая им решать вопросы налоговой сферы. В перечень задач специалиста могут включаться такие виды услуг:

• Составление налоговых деклараций;
• Сдача документов в налоговые органы;
• Консультации и рекомендации в сегменте оптимизации налогообложения;
• Защита интересов налогоплательщиков в судах и правоохранительных органах;
• Комплексное налоговое обслуживание юридических и физических лиц;
• Анализ деятельности компании и проверка налоговых деклараций;
• Бухгалтерский и налоговый учет для малого бизнеса;
• Расчет налогооблагаемой базы;
• Информирование клиентов о новшествах в налоговом законодательстве.

Крупные компании, небольшие фирмы, частные предприниматели и физические лица получат возможность периодически или регулярно пользоваться услугами консалтинговой компании, которая работает в сегменте налогового и бухгалтерского аутсорсинга.

Сейчас предприниматели и владельцы бизнеса, столкнувшись с ворохом проблем в сфере налогообложения, не могут гарантированно получить высококвалифицированную помощь. Да, бухгалтеры, юристы, аудиторы в большинстве случаев справляются с такими задачами, но их профессиональная деятельность заключается в другом. А налоговые инспекторы, отлично разбирающиеся в тонкостях решения вопросов такого характера, находятся по другую сторону баррикад и, как правило, отстаивают интересы государства, а не отдельных субъектов бизнеса. Исходя из этого, консультанты должны ориентироваться и в юриспруденции, и в бухгалтерии, и в экономике и, конечно же, в аспектах налогообложения, чтобы квалифицированно обрисовывать необходимый круг задач и компетентно их решать.

Роль внедрения проекта Программы развития ООН в национальную экономику Беларуси

Пока не всем представителям бизнеса понятна роль, которую отводят налоговому консультированию в Минске, и они не могут оценить важность внедрения проекта для государства и в частности для своей компании. А ведь это отличный шанс минимизировать предпринимательские риски, снизить возможности возникновения ошибок, тянущих за собой штрафные санкции. Что же касается общегосударственного масштаба – налоговое консультирование приблизит Беларусь к международным стандартам налогового обслуживания бизнеса и смягчит инвестиционный климат в стране.

Некоторые скептики задаются вопросом: почему именно сейчас приступили к такой трансформации налоговой системы, что изменилось на государственном уровне и в бизнес-кругах? Ответ прост: этот процесс закономерен, и Беларусь непременно должна примкнуть к числу развитых государств, успешно внедривших данную систему (Россия, Германия, Великобритания, Швеция…). Страна заинтересована в инвесторах, а инвесторы заинтересованы работать в привычных и понятных для них условиях. Далеко не последнюю роль в формировании общего инвестиционного климата отыгрывает время, которое деловому человеку нужно тратить на «выяснение отношений» с налоговыми службами, возможность оперативного решения вопросов правильности и своевременности уплаты сборов. Бизнесмены готовы платить за компетентность и профессионализм, обеспечиваемые квалифицированным налоговым обслуживанием.

Мировое сообщество принимает за норму то, что от лица компании с представителями налоговой инспекции должны вести дискуссию именно налоговые консультанты. Сложность законодательной базы и необходимость ориентироваться во множестве нюансов требует участия в диалоге профессионалов, и только тогда решение будет объективным и эффективным.

Как все начиналось и чьи идеи сейчас воплощаются

Руководителем совместного проекта «Содействие РБ в создании института налоговых консультантов», действующего под эгидой ПРООН и МНС в Беларуси, является доктор экономических наук Таисия Елецких. Именно благодаря ей возникла и начала трансформироваться в реальность перспективная идея уравновешивания чаш весов – наперевес налоговым инспекторам поставить консультантов, создав таким образом схему в некотором роде аналогичную «прокурор-адвокат».

Толчком послужил инвестиционный форум в городе Витебск (2010 год), на котором состоялась встреча Таисии Владимировны с маститым немецким налоговым консультантом. Обсуждая проблемы привлечения потока инвестиций и поиска серьезных инвесторов, он изъявил желание пообщаться из сертифицированным налоговым консультантом с целью определения положения вещей в нише налогообложения РБ. Предложенная идея выяснения вопросов в налоговой инспекции или в консалтинговых компаниях, предоставляющих услуги бухгалтерского сопровождения и бизнес-планирования, вызвала бурный протест представителя интересов группы инвесторов из Германии.

Тогда впервые в воздухе зазвенела проблема: большинство цивилизованных государств уже не одно десятилетие полноценно развивают систему налогового консультирования, тогда как в Беларуси ее вовсе нет.

После встречи с М. Прайерсом – налоговым консультантом Германии, доктором права — Министерство налогов и сборов с готовностью поддержало идею проекта. Над его развитием работают отечественные и зарубежные эксперты и профессионалы отрасли:

• составляется нормативная база и благоприятные правовые условия;
• анализируется успешный зарубежный опыт (Германии, Швеции);
• разрабатываются учебно-методические материал, который будет использоваться для обучения и аттестации специалистов налогового консультирования;
• осуществляется информационное продвижение проекта.

История становления института налогового консультирования в мировом масштабе

В европейских странах представители бизнес среды получили возможность пользоваться услугами консультирования в вопросах налогового законодательства еще в начале ХХ века. Но в те времена фундамент института налогового консультирования еще не был заложен и услуга, как правило, предоставлялась в рамках общего управленческого консультирования, целью которого являлся финансовый контроль за реализацией хозяйственных операций на предприятии. Специалисты, занимающиеся решением вопросов, возникших на базе налогообложения и взаимодействия с государственными налоговыми структурами, имели образование бухгалтера и опыт частной практики ведения бухгалтерии предприятий.

Шестидесятые года пошлого века можно назвать периодом реального становления налогового консультирования как полноценного сегмента консалтингового бизнеса. В странах, где на базе предоставления бухгалтерских, аудиторских, управленческих услуг началось зарождение института налогового консультирования, наметились разные пути его развития.

Государственные органы проявляли свою заинтересованность в модернизации системы. Они признали необходимость в урегулировании отношений между налоговой службой и налогоплательщиками, в большинстве случаев не обладающими достаточным уровнем знаний в сфере, чтобы полноценно отстаивать свои интересы и не совершать непреднамеренных ошибок с начислением и исчислением налогов и сборов. Виртуозно был применен легендарный метод «кнута и пряника», тогда как раньше использовали исключительно «кнут» — требование неуклонного соблюдение налоговых правил и применение штрафных санкций за ошибки. «Пряник» в виде налогового консультирования давал возможность компаниям получать спектр информационных услуг и практическую компетентную помощь в решении вопросов налогообложения. Благодаря этому представителям большого бизнеса и частным предпринимателям удается обойти сложности и не споткнутся об один из многочисленных подводных камней налогового законодательства.

Примечательно, что в большинстве стран осуществлять консультационную деятельность в сфере налогообложения имеют право исключительно уполномоченные государственными органами лица. Для налогоплательщиков это очень важный фактор, так как, заключив договор с консалтинговой компаний, предоставляющей услуги в сегменте налогового консультирования, они могут быть уверены в компетентности специалистов. Государство имеет свои рычаги влияния и устанавливает правовую базу – лица, аккредитованные на предоставление такого рода услуг, проходят серьезную систему отбора и несут полную ответственность за результат выполненной ими работы.

Особенности систем консультирования в европейских странах

Выделяются разные формы взаимодействия с налогоплательщиками в разных государствах. Информирование и консультационная помощь предоставляются на местном, региональном и даже центральном уровне. Клиенты лично обращаются в компетентные организации, получают консультации посредством телефонной связи или электронной почты.

Наибольшего внимания заслуживает колоссальный опыт организации налогового консультирования Германии – именно это государство является пионером в создании такого профильного института для обеспечения интересов налогоплательщиков. Еще в 1961 году был принят ФЗ «О налоговом консультировании» и в каталоге профессий появилась новая единица – налоговый консультант, на данный момент в Германии их насчитывается более 80 тысяч.

Государство строго контролирует компании, работающие в данной нише. Их деятельность регламентирует приблизительно 40 законов регионального и федерального уровня. Отличительной характеристикой налогового консультирования можно назвать фиксированную тарификацию оплаты услуг специалистов – оплата налогоплательщиками осуществляется согласно прописанным в каталоге расценкам на общих основаниях. Практически все остальные страны действуют по привычный рыночной схеме формирования суммы вознаграждения, базирующейся на колебаниях спроса-предложения.

В Великобритании назвать себя налоговым консультантом может каждый человек, получивший профильное образование, но уровень доверия к нему у клиентов будет предельно низок. Для того чтобы иметь вес на рынке услуг необходимо получить квалификационный уровень – Chartered Tax Adviser. Лишь после того, как человек уже имеет трехлетний опыт работы в органах британского налогообложения, он может сдать сложный экзамен и воспользоваться правом перешагнуть на ступеньку выше, получив квалификацию сертифицированного налогового консультанта. Поддержка профессионального уровня, систематическое повышение уровня знаний, анализ законодательных нововведений, участие в тематических конференциях – обязательные требования к налоговым консультантам в Великобритании и многих других странах.

В Чехии, Польше, Словакии, Франции, Италии налоговые консультанты не вогнаны в тесные рамки и свободно осуществляют свою профессиональную деятельность. Их главная задача – решение проблем клиента, не выходя за границы законодательных норм. В отличие от признанной немецкой схемы, здесь работа основывается не на тотальном «государственном регулировании», но требует обязательного членства в профессиональных объединениях и саморегулируемых сообществах, где действуют свои нормативные положения, выполнение которых является обязательным для всех налоговых консультантов.

Налоговые консультанты в России

В РФ о важности профессии консультанта по налогам и сборам заговорили еще в начале девяностых годов, когда были заложены основы развития предпринимательской деятельности. Новые бизнесмены в своем большинстве не имели необходимого минимума знаний для того, чтобы грамотно определиться с системой налогообложения, просчитать на будущее возможные суммы отчислений и вести конструктивный диалог с налоговыми органами. И пока на законодательном уровне об институте налоговых консультантов ничего не слышно, рынок услуг выдвигает свои требования – многие юристы переквалифицировались и вручали потенциальным клиентам визитки с указанием профессии «налоговый адвокат, консультант». Как правило, они были хорошо знакомы с международным опытом в налоговых правоотношениях, видели перспективность внедрения системы на территории России и, как говорится в народе, «побежали впереди воза». На законодательном уровне задача начала решаться лишь в 1997-1998 годах.

Три этапа внедрения проекта основания института налоговых консультантов

Предусмотрено три этапа реализации проекта ПРООН и МНС Беларуси:

1. Создание соответствующих правовых условий;
2. Подготовка специалистов, их аттестация, создание учебной и методической базы;
3. Апробация налогового аутсорсинга на определенных объектах бизнеса, информационное продвижение проекта, популяризация профессии налогового консультанта.

Правовое поле для успешного создания института налогового консультирования в Беларуси уже практически готово, проект представлен для обсуждения на сайте МНС. Обучение и аттестация претендентов на присвоение профессионального уровня «налоговый консультант» будет происходить по специальной утвержденной программе. А для апробации проекта подберут пять предприятий, разных видов деятельности и формы собственности – именно на их базе будет проводиться анализ экономической целесообразности проекта.

Кто может стать налоговым консультантом в Беларуси

После того как проект будет утвержден на государственном уровне, предоставлять услуги налогового консультирования смогут только профессионалы, прошедшие аттестацию. Но предусмотрен переходной период – 2 года после опубликования проекта. В этот период, как и раньше консультировать смогут представители консалтинговых компаний, которые предоставляют комплексные бухгалтерские услуги в Минске и занимаются аудиторской деятельностью.

Предусматривается, что статус налогового консультанта претендентам будет присваивать МНС, но только до момента основания Палаты налоговых консультантов – дальше это будет входить в ее юрисдикцию, так же как и включение сертифицированных специалистов в Единый реестр НК.

Для того чтобы пройти процедуру и получить статус нужно:

• Сдать квалификационный экзамен;
• Иметь профильное образование и не менее двух лет опыта работы в сфере, повязанной с налогами;
• Позаботиться о страховании рисков гражданской ответственности;
• После образования Палаты НК – необходимым фактором является членство в ней.

Обучение осуществляется на базе Института повышения квалификации, переподготовки экономических кадров БГЭУ. К преподавательской деятельности привлекаются квалифицированные профессионалы-практики Беларуси и иностранных государств, успешно внедривших данную практику.

Налоговым консультантам запретят заниматься несовместимыми видами деятельности, в частности предпринимательством. Но они смогут параллельно предоставлять адвокатские, юридические и аудиторские услуги, заниматься творческой и преподавательской деятельностью.